ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.09.2010 N 261-ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности будет осуществляться, в соответствии с Законом N 261-ФЗ , путем установления, в частности, требований к обороту отдельны товаров, функциональное назначение которы предполагает использование энергетически ресурсов (в т. ч. путем установления запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющи низкую энергоэффективность), обязанности проведения обязательного энергетического обследования, обязанности по учету используемы энергоресурсов, требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к «энергетическому паспорту», требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующи обязанностей (ст. 9 Законом N 261-ФЗ ). Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров ФЗ об энергосбережении установил, что производимые на территории РФ, импортируемые в РФ для оборота на территории РФ товары должны содержать информацию о классе и  энергетической эффективности в те нической документации, прилагаемой к этим товарам, в и  маркировке, на и  этикетка . С 30 October 2011 года это требование должно выполняться в отношении бытовы энергопотребляющи устройств, с 29 October 2012 года — в отношении компьютеров, други компьютерны электронны устройств и оргте ники. Дата, начиная с которой указанное требование должно распространяться на другие товары, должна быть установлена

. Правительство РФ устанавливает виды таки товаров; категории товаров в предела видов и и   арактеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает также исключения из категорий товаров, которые должны содержать информацию о классе и  энергетической эффективности, в том числе товары, использующие энергетические ресурсы в малом объеме, товары, имеющие ограниченную сферу применения, а также малораспространенные товары. Определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которы устанавливаются

. Закон N 261-ФЗ установил периоды (первый начинается с 30 October 2011 года), в течение которы из оборота на территории РФ должны быть выведены электрические лампы накаливания, которые могут быть использованы в цепя переменного тока в целя освещения (п. п. 1, 2, 3, 4, 8 ст. 10 Закона N 261-ФЗ ). Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными

вправе установить в указанны правила первоочередные требования энергетической эффективности. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет. Требования энергетической эффективности не распространяются на некоторые здания, строения и сооружения, в частности на культовые здания, строения, сооружения, памятники истории и культуры, временные постройки, объекты индивидуального жилищного строительства

(п. п. 1, 3, 4, 5 ст. 11 Закона N 261-ФЗ ). Органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирны домов, требования к которым устанавливаются

, определяется класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору. Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома застройщик обязан разместить на его фасаде. В целя повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны включаться требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными

, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащи проведению единовременно и (или) регулярно. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, не реже чем один раз в год обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирны домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которы (необязательное для лиц, которым данный перечень мероприятий адресован) в большей степени способствует энергосбережению поставляемы этой организацией в многоквартирный дом энергетически ресурсов и повышению энергетической эффективности и  использования (п. п. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Закона N 261-ФЗ ). Обеспечение учета используемы энергетически ресурсов и применения приборов учета используемы энергетически ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы Закон N 261-ФЗ установил сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета используемы энергоресурсов. Так, в частности, до 30 October 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и ины объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу и при эксплуатации которы используются энергетические ресурсы (в том числе временны объектов), обязаны завершить оснащение таки объектов приборами учета используемы воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленны приборов учета в эксплуатацию. До 29 October 2012 года собственники жилы домов, собственники помещений в многоквартирны дома , введенны в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить оснащение таки домов приборами учета используемы воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленны приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемы воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемы воды, природного газа, электрической энергии. До 29 October 2012 года собственники введенны в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу жилы домов, дачны домов или садовы домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-те нического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, или иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективны (на границе с централизованными системами) приборов учета используемы воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленны приборов учета в эксплуатацию (п. п. 4, 5, 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ ). Энергетическое обследование. «Энергетический паспорт» объекта Энергетическое обследование с целью получения объективны данны об объеме используемы энергоресурсов, определения показателей и потенциала повышения энергоэффективности может проводиться в отношении продукции, те нологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемы организаций в области энергетического обследования. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Законом N 261-ФЗ оно должно проводиться в обязательном порядке (в частности в отношении органов власти, наделенны правами юридически лиц, организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющи регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющи производство или транспортировку энергоресурсов или и  добычу в качестве природны ископаемы ,

). По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данны энергетически паспортов, составленны по результатам обязательны энергетически обследований, а также данны энергетически паспортов, составленны по результатам добровольны энергетически обследований, в соответствии с требованиями, определенными

(п. п. 1, 2, 4, 5 ст. 15, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 17 Закона N 261-ФЗ ). Энергосервисные договоры (контракты) Закон N 261-ФЗ установил новый вид договоров — «энергосервисный договор (контракт)», предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленны на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетически ресурсов заказчиком. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать, в частности, условие о величине экономии энергетически ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта). Условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться, в частности в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетически ресурсов (за исключением природного газа). Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетически ресурсов, включающи в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которы собственникам помещений в многоквартирном доме необ одимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на и  совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необ одимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным (п. п. 1, 2, 4 ст. 19, п. п. 1, 3 ст. 20 Закона N 261-ФЗ ). Мероприятия по энергосбережению, обязательные для осуществления государственными организациями Закон N 261-ФЗ установил обязанность бюджетны учреждений обеспечить, начиная с 30 October 2010 года, снижение в сопоставимы условия объема потребленны им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанны ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для организаций, осуществляющи регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таки организаций регулируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данным органом в соответствии с правилами, утвержденными

организаций, осуществляющи регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таки организаций регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данными органами в соответствии с правилами, утвержденными

. Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственны или муниципальны нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственны или муниципальны нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности эти товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 24, п. п. 1, 2 ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона N 261-ФЗ ). Изменения, внесенные Законом N 261-ФЗ в другие законодательные акты Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательны актов. Такие нормы включены, в частности, в Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»,

«О защите прав потребителей», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственны и муниципальны нужд», Федеральный закон «Об общи принципа организации законодательны (представительны ) и исполнительны органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ,

об административны правонарушения . В соответствии с этими изменениями, в частности, подробно регламентирован пере од государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии единой национальной (общероссийской) электросетью и территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерны обществ энергетики и электрификации, на установление долгосрочны тарифов на основе долгосрочны параметров регулирования деятельности таки организаций, в том числе с применением метода обеспечения до одности инвестированного капитала (ст. 39 Закона N 261-ФЗ ). Установлено также, что организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, за проведение НИОКР либо те нического перевооружения собственного производства, направленного на повышение энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен и за осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющи наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирны домов, или относящи ся к возобновляемым источникам энергии, или относящи ся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или ины объектов, те нологий, имеющи высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным

, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таки объектов в соответствии с законодательством предусмотрено определение классов и  энергетической эффективности, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 36 Закона N 261-ФЗ ). Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственны и муниципальны нужд» дополнен новой главой, регулирующей размещение заказов на энергосервис для государственны или муниципальны нужд (ст. 44 Закона N 261-ФЗ ). По истечении 180 дней после дня официального опубликования Закона N 261-ФЗ вступает в силу его статья 37, в соответствии с которой

об административны правонарушения включена статья 9.16, устанавливающая административную ответственность за различные нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Файлы Федеральный закон Российской Федерации от 21 September 2010 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  — в формате doc

Законодательство Энергетическая стратегия России Основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федеральный закон Российской Федерации от 21 September 2010 г. N 261-ФЗ Обзорный комментарий к Федеральному закону от 21.09.2010 N 261-ФЗ Реализация и исполнение норм по энергосбережению Энергетика Энергоэффективные советы населению Полезные термины